Показатели
социального развития подростка
Наличие
положительно ориентированных жизненных
планов и профессиональных намерений:
1 – профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;
2 – планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности;
3 – планы неопределенные, иногда нереальные;
4 – планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;
5 – профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется подготовка к будущей профессии.
. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:
1 – отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;
2 – к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;
3 – отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок;
4 – отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам;
5 – отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.
. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и др.):
1 – индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения;
2 – интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;
3 – интересы и полезные занятия не получили самостоятельного, углубленного развития, формируются больше под чужим влиянием;
4– интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях;
5 – глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений.
. Отношение к педагогическим воздействиям:
1 – резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия, замечаний, порицаний;
2 – неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства;
3 – избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера взаимоотношений с учителями;
4 – к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает правильно;
5 – чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.
Коллективные проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:
1 – бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе;
2 – к общественному осуждению относится равнодушно;
3 – внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;
4 – с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением;
5 – развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.
. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:
1 – открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;
2 – в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;
3 – равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений;
4 – способен различать «плохое» и «хорошее», осуждать и одобрять это;
5 – активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.
. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:
1 – не способен к самоанализу и самокритике;
2 – самоанализ может иногда проявиться под влиянием осуждения окружающих;
3 – самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе;
4 – самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию;
5 – самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования.
. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии;
1 – проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, к животным;
2 – способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других, слабо развита способность сопереживания;
3 – черствость, невнимательность по отношению к одноклассникам, товарищам, родителям;
4 – эмпатия, сопереживание по отношению к близким, родным, товарищам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь;
5 – высокоразвитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать чужой боли, чужой радости, чуткое реагирование на состояние других людей.
. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:
1 – использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях;
2 – слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения;
3 – стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.;
4 – хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера;
5 – сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные и общественно ценные действия.
1 – профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;
2 – планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности;
3 – планы неопределенные, иногда нереальные;
4 – планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;
5 – профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется подготовка к будущей профессии.
. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:
1 – отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;
2 – к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;
3 – отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок;
4 – отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам;
5 – отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.
. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и др.):
1 – индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения;
2 – интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;
3 – интересы и полезные занятия не получили самостоятельного, углубленного развития, формируются больше под чужим влиянием;
4– интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях;
5 – глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений.
. Отношение к педагогическим воздействиям:
1 – резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия, замечаний, порицаний;
2 – неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства;
3 – избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера взаимоотношений с учителями;
4 – к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает правильно;
5 – чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.
Коллективные проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:
1 – бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе;
2 – к общественному осуждению относится равнодушно;
3 – внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;
4 – с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением;
5 – развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.
. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:
1 – открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;
2 – в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;
3 – равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений;
4 – способен различать «плохое» и «хорошее», осуждать и одобрять это;
5 – активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.
. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:
1 – не способен к самоанализу и самокритике;
2 – самоанализ может иногда проявиться под влиянием осуждения окружающих;
3 – самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе;
4 – самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию;
5 – самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования.
. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии;
1 – проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, к животным;
2 – способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других, слабо развита способность сопереживания;
3 – черствость, невнимательность по отношению к одноклассникам, товарищам, родителям;
4 – эмпатия, сопереживание по отношению к близким, родным, товарищам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь;
5 – высокоразвитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать чужой боли, чужой радости, чуткое реагирование на состояние других людей.
. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:
1 – использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях;
2 – слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения;
3 – стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.;
4 – хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера;
5 – сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные и общественно ценные действия.
Внешняя
культура поведения. Внешний вид, культура
речи, поведения:
1 – неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения;
2 – безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер, кич;
3– безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;
4– аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения;
5 – эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манера держаться.
Отношение к алкоголю, наркотикам:
1 – злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ;
2 – эпизодическое употребление алкоголя либо наркотиков или токсических веществ;
3 – нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, наркотики и токсические вещества;
4 – осознанный отказ от употребления спиртного, наркотиков, связанный с пониманием социальной опасности и вреда для здоровья;
5 – активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией.
Отношение к курению:
1 – закрепившаяся привычка к курению;
2 – эпизодическое курение;
3 – воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей;
4 – осознанный, самостоятельный отказ от курения;
5 – активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей.
. Отношение к нецензурным выражениям:
1 – сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых;
2 – привычное сквернословие в кругу сверстников;
3 – эпизодическое сквернословие «по случаю»;
4 – осуждение сквернословия, избегание нецензурных выражений;
5 – активное стремление к очищению речи, языка от сквернословия.
1 – неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения;
2 – безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер, кич;
3– безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;
4– аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения;
5 – эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манера держаться.
Отношение к алкоголю, наркотикам:
1 – злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ;
2 – эпизодическое употребление алкоголя либо наркотиков или токсических веществ;
3 – нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, наркотики и токсические вещества;
4 – осознанный отказ от употребления спиртного, наркотиков, связанный с пониманием социальной опасности и вреда для здоровья;
5 – активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией.
Отношение к курению:
1 – закрепившаяся привычка к курению;
2 – эпизодическое курение;
3 – воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей;
4 – осознанный, самостоятельный отказ от курения;
5 – активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей.
. Отношение к нецензурным выражениям:
1 – сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых;
2 – привычное сквернословие в кругу сверстников;
3 – эпизодическое сквернословие «по случаю»;
4 – осуждение сквернословия, избегание нецензурных выражений;
5 – активное стремление к очищению речи, языка от сквернословия.
Клейберг
Ю.А. Психология девиантного поведения:
Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера,
при участии «Юрайт-М», 2001. – 160с.
(стр.125–129).
Комментариев нет:
Отправить комментарий