вторник, 6 марта 2012 г.

Из опыта работы структурного подразделения « Спектр» МБУДОД ЦВР Курчатовского района



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Подросток и закон»
«Первым твоим законом должно
быть уважение к самому себе»

Пифагор

Цель: Формирование правового самосознания и защита прав, интересов несовершеннолетних.
Для детей и подростков 10-14 лет
Срок реализации 3 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-экономические реформы, происходящие в обществе, вызвали широкое распространение негативных явлений не только среди детей и подростков, но и взрослого населения. Не уменьшается число противоправных действий, способствующих формированию девиантного поведения, в том числе склонных к уходу из дома, клептомании, агрессивному поведению, употреблению ПАВ. Все эти негативные пороки стали социальной проблемой и нашего района.
Изучая проблемы асоциального поведения среди детей и подростков, установлено, что
основными причинами девиантного поведения стали:
  1. понижение морально-нравственных отношений в семье;
  2. деформация семейных отношений между родителями и детьми;
  3. низкий социально-культурный и интеллектуальный уровень родителей и детей.
В связи с этими причинами увеличилось число детей и подростков, проживающих в социально-неблагополучных условиях семейного воспитания, что приводит к нарушениям детско-родительских отношений и процесса социализации личности ребенка в обществе.
Задачами программы являются:
  1. Формирование у детей и подростков активной жизненной позиции.
  2. Принятие норм и правил правовой культуры общества.
  3. Усвоение основ «Конвенции ООН о правах ребенка», «Конституции РФ» – основного закона нашей страны.
Программа рассчитана на три года обучения:
1-й год обучения: "Вместе - дружная семья".
Цели и задачи:
1. Развитие чувства дружбы и товарищества.
2. Формирование толерантных отношений.
3. Усвоение основных правовых понятий.
Содержание:
- «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны».
- «Давайте жить дружно».
- «Умеешь ссориться - умей мириться».
- «Государственные символы России».
- Ролевые правовые игры.
- Беседы о вреде ПАВ.
Методы: Беседы, лекции, индивидуальные беседы, наблюдения, ролевые правовые игры, родительские собрания, элементы социально-педагогического тренинга, культурно-массовые мероприятия, анкетирование, диагностика.
Прогнозируемый результат: Социально-педагогическая адаптация личности ребенка. Формирование позитивного социально-психологического климата в детском коллективе.
2-й год обучения «Мы живем в России».
Цели и задачи:
1.Развитие чувства принадлежности к своей стране и народу.
2. Формирование активной жизненной позиции.
3. Социально-педагогическая деятельность, направленная на устранение причин и условий девиантного поведения обучающихся.
Содержание:
1. Правовые основы функционирования нашего государства.
2. Государственные символы России.
3.Социальный проект как форма проявления социальной активности ребенка.
Методы: Беседы, лекции, наблюдения, ролевые правовые игры, родительские собрания, социально-педагогические тренинги, работа в группах по созданию и защите социально-значимых проектов, культурно-массовые мероприятия.
Ожидаемые результаты:
Социально-педагогическая адаптация личности подростка. Положительная динамика в социализации личности.
3-й год обучения: «Мое будущее – будущее России».
Цели и задачи:
1. Развитие системы жизненных ценностей.
2.Формирование представлений о своей роли в судьбе района.
3. Дальнейшее совершенствование правовых знаний.
Содержание:
Я и моя семья, правовые взаимоотношения в семье.
Здоровое поколение– будущее России.
Мои полезные привычки, мои интересы и досуг.
Кем быть?
Гражданин - кто он?
Методы:
Беседы, рассказы, наблюдения, социально- педагогические тренинги, работа в группах по созданию и защите социально-значимых мероприятий и акций, родительские собрания, культурно- массовые мероприятия.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации к социализации своей личности в обществе, следованию правилам поведения, принятых в обществе.
Принципами построения и реализации Программы:
  1. Принцип системности. Единство целей и задач в социально-педагогической адаптации личности подростка, устранение причин и условий негативных взаимоотношений между детьми, родителями и детьми в единой системе воспитания.
  2. Личностно-ориентированный подход к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей и способностей.
  3. Принцип культуросообразности. Принятие норм и ценностей, традиций культуры общества.
  4. Принцип социальной активности. Социально-педагогическая помощь в социализации личности подростка.
Понятийный аппарат программы:
Девиантное поведение – система негативных поступков, противоречащих морально-правовым и нравственным нормам.
Толерантность – терпимое отношение к другим мнениям, друг к другу.
Социально-педагогическая профилактика – система мер социального воспитания, направленная на создание оптимальной ситуации развития ребенка и способствующих
проявлению его активности. (Р.В.Овчарова, с.277).
Предлагаемая программа «Подросток и закон» предназначена для детей и подростков, проживающих в социально- неблагополучных условиях семейного воспитания, детей - социальных сирот, детей с девиантным поведением. Систематическая работа дает возможность педагогу проводить социально-педагогическую профилактику, пропагандировать основы правовой культуры, в области прав ребенка, привитие здорового образа жизни, что в последующем приведет подростка к социализации личности в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
  1. «Конституция РФ».
  2. «Конвенция ООН о правах ребенка».
  3. ФЗ »Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  4. от 24.07.1998 г.
  5. «Семейный Кодекс РФ».
  6. Приказ МО от 28.02.2000 г. «О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде».
  7. «Социальная педагогика» Изд.М.1994 г. (авторы А.И.Арнольдов, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов)

Комментариев нет:

Отправить комментарий