ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Подросток
и закон»
«Первым
твоим законом должно
быть
уважение к самому себе»
Пифагор
Цель:
Формирование правового самосознания
и защита прав, интересов несовершеннолетних.
Для
детей и подростков 10-14 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Социально-экономические
реформы, происходящие в обществе, вызвали
широкое распространение негативных
явлений не только среди детей и подростков,
но и взрослого населения. Не уменьшается
число противоправных действий,
способствующих формированию девиантного
поведения, в том числе склонных к уходу
из дома, клептомании, агрессивному
поведению, употреблению ПАВ. Все эти
негативные пороки стали социальной
проблемой и нашего района.
Изучая
проблемы асоциального поведения среди
детей и подростков, установлено, что
основными
причинами девиантного поведения стали:
- понижение морально-нравственных отношений в семье;
- деформация семейных отношений между родителями и детьми;
- низкий социально-культурный и интеллектуальный уровень родителей и детей.
В
связи с этими причинами увеличилось
число детей и подростков, проживающих
в социально-неблагополучных условиях
семейного воспитания, что приводит к
нарушениям детско-родительских отношений
и процесса социализации личности ребенка
в обществе.
Задачами
программы являются:
- Формирование у детей и подростков активной жизненной позиции.
- Принятие норм и правил правовой культуры общества.
- Усвоение основ «Конвенции ООН о правах ребенка», «Конституции РФ» – основного закона нашей страны.
Программа
рассчитана на три года обучения:
1-й
год обучения: "Вместе - дружная семья".
Цели
и задачи:
1.
Развитие чувства дружбы и товарищества.
2.
Формирование толерантных отношений.
3.
Усвоение основных правовых понятий.
Содержание:
-
«Чувства всякие нужны, чувства всякие
важны».
-
«Давайте жить дружно».
-
«Умеешь ссориться - умей мириться».
-
«Государственные символы России».
-
Ролевые правовые игры.
-
Беседы о вреде ПАВ.
Методы:
Беседы, лекции, индивидуальные беседы,
наблюдения, ролевые правовые игры,
родительские собрания, элементы
социально-педагогического тренинга,
культурно-массовые мероприятия,
анкетирование, диагностика.
Прогнозируемый
результат: Социально-педагогическая
адаптация личности ребенка. Формирование
позитивного социально-психологического
климата в детском коллективе.
2-й
год обучения «Мы живем в России».
Цели
и задачи:
1.Развитие
чувства принадлежности к своей стране
и народу.
2.
Формирование активной жизненной
позиции.
3.
Социально-педагогическая деятельность,
направленная на устранение причин и
условий девиантного поведения обучающихся.
Содержание:
1.
Правовые основы функционирования нашего
государства.
2.
Государственные символы России.
3.Социальный
проект как форма проявления социальной
активности ребенка.
Методы:
Беседы, лекции, наблюдения, ролевые
правовые игры, родительские собрания,
социально-педагогические тренинги,
работа в группах по созданию и защите
социально-значимых проектов,
культурно-массовые мероприятия.
Ожидаемые
результаты:
Социально-педагогическая
адаптация личности подростка.
Положительная динамика в социализации
личности.
3-й
год обучения: «Мое будущее – будущее
России».
Цели
и задачи:
1.
Развитие системы жизненных ценностей.
2.Формирование
представлений о своей роли в судьбе
района.
3. Дальнейшее совершенствование правовых знаний.
3. Дальнейшее совершенствование правовых знаний.
Содержание:
Я
и моя семья, правовые взаимоотношения
в семье.
Здоровое
поколение– будущее России.
Мои
полезные привычки, мои интересы и досуг.
Кем
быть?
Гражданин
- кто он?
Методы:
Беседы,
рассказы, наблюдения, социально-
педагогические тренинги, работа в
группах по созданию и защите
социально-значимых мероприятий и акций,
родительские собрания, культурно-
массовые мероприятия.
Ожидаемые
результаты:
Повышение
мотивации к социализации своей личности
в обществе, следованию
правилам поведения, принятых
в обществе.
Принципами
построения и реализации Программы:
- Принцип системности. Единство целей и задач в социально-педагогической адаптации личности подростка, устранение причин и условий негативных взаимоотношений между детьми, родителями и детьми в единой системе воспитания.
- Личностно-ориентированный подход к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей и способностей.
- Принцип культуросообразности. Принятие норм и ценностей, традиций культуры общества.
- Принцип социальной активности. Социально-педагогическая помощь в социализации личности подростка.
Понятийный
аппарат программы:
Девиантное
поведение –
система негативных поступков,
противоречащих морально-правовым и
нравственным нормам.
Толерантность
– терпимое отношение к другим мнениям,
друг к другу.
Социально-педагогическая
профилактика
– система мер социального воспитания,
направленная на создание оптимальной
ситуации развития ребенка и способствующих
проявлению
его активности. (Р.В.Овчарова, с.277).
Предлагаемая
программа «Подросток и закон»
предназначена для детей и подростков,
проживающих в социально- неблагополучных
условиях семейного воспитания, детей
- социальных сирот, детей с девиантным
поведением. Систематическая работа
дает возможность педагогу проводить
социально-педагогическую профилактику,
пропагандировать основы правовой
культуры, в области прав ребенка,
привитие здорового образа жизни, что в
последующем приведет подростка к
социализации личности в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
- «Конституция РФ».
- «Конвенция ООН о правах ребенка».
- ФЗ »Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- от 24.07.1998 г.
- «Семейный Кодекс РФ».
- Приказ МО от 28.02.2000 г. «О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде».
- «Социальная педагогика» Изд.М.1994 г. (авторы А.И.Арнольдов, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов)
Комментариев нет:
Отправить комментарий